>
Широкое применение компьютеров, начавшееся в начале 50-х годов, требовало дальнейшего развития систем передачи данных. Компьютерные системы способны хранить и быстро обрабатывать большие объемы информации. Приемное и передающее оборудование значительно усовершенствовалось по сравнению с телетайпом, стало работать намного быстрее. Чем больше появлялось компьютеров, тем более очевидной становилась необходимость связи между ними. Поскольку это не требовало никакого электромеханического оборудования, то теоретически данные могли пересылаться с очень высокими скоростями. Однако на практике скорость ограничивалась средой передачи (в основном это была телефонная сеть общего пользования), а точнее, доступной полосой пропускания, или диапазоном частот.
50-е годы
Типичная компьютерная система 50-х годов, показанная на рис. 1, использовала перфокарты для ввода информации, принтеры — для ее вывода и катушки с магнитной лентой — для долговременного хранения. В таких системах длина линий связи была сведена к минимуму, так как компьютер и устройства ввода-вывода располагались близко друг к другу и соединялись короткими кабелями. Информация обрабатывалась по принципу «одновременно только одно задание, или пакет».
Рассмотрим такой пример. Бакалейная оптовая компания в течение дня могла получать заказы как по почте, так и по телефону. В конце дня заказы записывались на перфокарты, а затем собирались в пакеты. Данные с карт считывались компьютером для последующей обработки ночью. В ходе обработки компьютер мог выполнять такие операции, как проверка счета заказчика. Если результат был удовлетворительным, компьютер выдавал список товаров, которые на следующий день со склада отправлялись заказчику. Стоимость заказа вычиталась из суммы, имеющейся на счету, затем печатались счет-фактура и различные складские квитанции. Система работала хорошо, если не считать того, что служащий, принявший заказ, никогда точно не знал, есть ли на складе нужные товары. Хотя каждое утро и производилась инвентаризация, в течение дня, во время приема заказов, у него не было достоверных данных о количестве и ассортименте товаров.
60-е годы
Системы пакетной обработки данных, подобные упомянутым выше, являлись самыми эффективными в отношении затрат компьютерного времени и стоимости оборудования. Однако они были недостаточно эффективны в том смысле, что не могли использоваться клерками, продавцами и другими служащими компании, не имеющими специальных знаний и навыков; поэтому обслуживались такие системы, как правило, специалистами. Вследствие революции в области полупроводниковых технологий расходы на компьютерную логику и память резко уменьшились, и это позволило скомпенсировать расходы на персонал.
В 60-х годах пакетную обработку данных с успехом заменила интерактивная обработка (рис. 2). Например, в оптовой компании клерк принимал заказ но телефону и сразу же через интерактивный терминал заносил его в компьютер. Некоторые терминалы через параллельные интерфейсы были напрямую соединены с компьютером, но большая их часть представляла собой телетайпные устройства, которые соединялись с компьютером через последовательный порт и отдельный кабель.
После того как заказ был принят, компьютер проверял, имеются ли в наличии заказанные товары. Если да, устанавливалась дата доставки, если нет, заказчику сообщалось, что таких товаров на данный момент в ассортименте нет, и ему предоставлялся выбор: либо отменить заказ, либо выбрать другой товар. Данный метод, хотя и был дороже пакетной обработки в отношении затрат компьютерного времени и оборудования, делал оптовую бакалейную компанию более конкурентоспособной, поскольку она предоставляла клиентам лучший сервис.
>
70-е годы
Определенные изменения в процессе обработки данных произошли и в 70-х годах. К главным компьютерам, которые находились в центральных офисах оптовых компаний, стали подсоединять другие компьютеры, часто называемые мини-компьютерами (рис. 3). Интерактивные терминалы приема заказов не обязательно должны были находиться в одной комнате с компьютером; они могли быть расположены на другом этаже, в другом здании или даже в другом городе. К концу десятилетия не только в частных домах, но и в офисах на рабочих местах служащих появились еще меньшие компьютеры, называемые микрокомпьютерами или персональными компьютерами (ПК). Через них служащие могли связаться с главным компьютером. Торговые агенты компаний начали использовать портативные компьютерные терминалы. Они могли принять заказ непосредственно в офисе заказчика и отправить его по обычной телефонной линии на главный компьютер.
Средства передачи данных теперь использовались во многих сферах деятельности. В 50-х годах никто даже и представить себе не мог такого количества оборудования — множество компьютеров, терминалов, каналов связи, используемых отдельными фирмами; все это делало бизнес более эффективным.
80-е годы
Предположим, что по мере развития рассматриваемая нами оптовая компания сама начала производить некоторые продукты питания. Она организовала торговлю в Калифорнии, Техасе и Флориде. Поскольку торговый бизнес велся преимущественно на северо-востоке, большая часть складских помещений размещалась в Нью-Джерси, Пенсильвании и Огайо, а офисы по продажам — в Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорке. Штаб-квартира компании также находилась в Нью- Йорке.
С продвижением деятельности компании на юг и запад страны ее система связи потребовала расширения. Для обмена информацией между офисом в Нью-Йорке и филиалами в Техасе и Калифорнии компания решила использовать сравнительно новую на то время спутниковую связь . Через спутник можно было связываться и с другими пунктами, однако для обмена информацией с Флоридой, Чикаго и Филадельфией компания (по ряду причин) использовала арендованные наземные линии. Мелкие офисы, находящиеся в штатах, охваченных деятельностью компании, были объединены сетью низкоскоростных терминалов телетайпного типа. Сеть предоставляла возможность принимать заказы, а также обеспечивала связь с главным офисом. Торговые агенты компании по-прежнему пользовались портативными терминалами, которые благодаря технологическим достижениям стали более компактными и многофункциональными. На рис. 4 изображен терминал, который применялся на протяжении 80-х годов.
С середины 80-х годов недорогие персональные компьютеры стали еще более доступными для широкого применения, многие руководители приобретали их для своих фирм. Хотя первоначально персональные компьютеры предназначались для работы с табличными и текстовыми процессорами, их начали интегрировать в корпоративные сети связи. Некоторые персональные компьютеры заменили терминалы ЭЛТ и начали выполнять функции как терминалов, гак и устройств локальной обработки данных. Другие компьютеры объединялись посредством локальных вычислительные сетей (ЛВС, соответствующая аббревиатура на английском — LAN), которые предоставляли пользователям возможность совместного доступа к периферийным устройствам, а также позволяли обмениваться электронными сообщениями внутри сети.
За период с середины 1981 по 1987 год было выпущено десять миллионов IBM PC и совместимых с ними компьютеров. В 1987 году исходную модель IBM PC заменил компьютер Personal System/2 Model 30. . Основные компоненты компьютерной системы IBM PC изображены на рис. 5.
90-е годы
В 80-х годах у многих организаций, которые широко использовали персональные компьютеры, появилась потребность в обмене информацией. Кроме того, многим пользователям ПК требовался доступ к корпоративным мини-компьютерам и мэйнфреймам, что еще больше увеличивало необходимость связи между компьютерами разных типов.
Допустим, в описанной выше оптовой компании ПК были установлены в торговых офисах Чикаго, Филадельфии и Нью-Йорка. С их помощью решались различные задачи: производилась работа с табличными и текстовыми процессорами, осуществлялась поддержка небольших баз данных, содержащих информацию о продажах и маркетинге. Однако было очевидно, что продуктивность заметно увеличится, если пользователи ПК смогут общаться друг с другом. Поэтому в каждом офисе организовывалась собственная локальная сеть: устанавливались сетевые адаптеры и программное обеспечение, прокладывался кабель. Сети такого типа позволяли людям, находящимся в пределах одного здания или комплекса зданий, обмениваться данными друг с другом, совместно использовать периферийное оборудование (например, лазерные принтеры и плоттеры), иметь доступ к общим программам и базам данных, хранящимся на ПК повышенной производительности, называемом сервером.
По мере развития компании ее служащие начали понимать, что LAN (ЛВС) представляют собой лишь изолированные островки информации, которые было бы неплохо как-то соединить. В конце 80-х и в 90-х годах некоторые производители представили новые системы для межсетевого обмена данными, которые включали аппаратное и программное обеспечение, позволяющее различным локальным сетям взаимодействовать между собой. Благодаря таким соединениям информацией могли обмениваться как устройства, находящиеся в одной ЛВС, так и устройства, относящиеся к различным локальным сетям. Чтобы воспользоваться преимуществами данной технологии, компании устанавливали такие устройства, как шлюзы, мосты и маршрутизаторы.
>
Related posts: